ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ
Даже при нормальном речевом развитии, ребёнок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребёнка - дело не простое. Многие звуки произносятся детьми практически без усилий – М, П, Т, Н и , конечно, гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения - чаще всего назальный (носовой) оттенок речи и растянутое, долгое произношение гласных. Это легко устранимые недостатки. Поправляйте ребёнка, показывайте, как нужно произносить звуки. И не забывайте все замечания делать спокойным тоном. Тяжелее всего даются шипящие, свистящие, а так же Р и Л . Почему это происходит, расскажем чуть ниже; здесь же приведём небольшую таблицу - чтобы вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков
Возраст Ребёнка |
1 - 2 года |
2 – 3 года |
3 – 5 лет |
5 – 6 лет |
Звуки, которые должен произносить ребенок |
А О Э П Б М |
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й |
С З Ц Ш Ж Ч Щ |
Л Р |
Неточное произношение у детей в возрасте до трёх – четырёх лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном физическом и психическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к пяти - шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются, как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому именно в этом периоде жизни ребёнка (до пяти – шести лет) особенно важно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать закрепление косноязычия.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведёт к тому, что у ребёнка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искажённое произношение.
С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания.
Трудных звуков как правило девять – свистящие С, З, Ц, шипящие – Ш, Ж, Щ, Ч и соноры Л, Р. Они позднее, чем другие звуки, осваиваются детьми, а некоторые из них вообще могут не получиться у ребёнка без помощи взрослого.
Разумеется, ваш малыш может не выговаривать один из этих звуков или два, три.
Поняв систему логопедической работы, имея всегда под рукой конкретные методики, вы сможете дома уверенно заниматься с ребёнком по рекомендациям специалиста.
От вас же, любящие родители, потребуется «совсем немного» - набраться терпения, заинтересовать ребёнка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:
- ребёнок должен учиться, играя
- принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приёмов обучения.
- обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.
В сотворчестве с ребёнком вы можете добиться многого:
- научить его отличать правильное произношение и дефектное произношение;
- научить контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков;
- научить различать звуки на слух и воспроизводить их правильно - это поможет ему сформировать речедвигательные навыки, развить внимание, память и интеллект;
- подготовить его к освоению письма.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.