ТЕМА 8. «Ехал грека через реку...»
Просмотры: 470 | Евгения | 22.09.2020 | Комментарии 0

Кто виноват?

Ситуация, подсмотренная на прогулке. Молодая мамочка жалуется другой маме: «Даже не знаю, что делать. Наверное, надо оформлять своего ребёнка в логопедический садик или логопедическую группу. Моего сына понимаю только я. Во рту у него какая - то каша». И тут - же, изменив голос, обращается к 4-х летнему (!) мальчику: «Игоесик, мася, брось бяку». К сожалению, этот пример далеко не исключение. Пытаясь разговаривать с ребенком ласково, многие родители, сами того не замечая, невольно переходят на детский язык. Неправильно думать, что такое сюсюканье более доступно вашему ребенку, чем правильная, красивая речь. Рост словаря, развитие грамматического строя речи непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Например, если ребенок живет в семье со старшими братьями и сестрами, то накопление словарного запаса у него происходит быстрее.

  • Норма и нарушения.

До определенного возраста коверканье слов и звуков является нормой. Когда все идет как надо, к пяти годам у малыша должна полностью сформироваться фонетическая система родного языка. Если к этому времени ребенок произносит все звуки – гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, правильно их артикулирует, сочетая гласные с согласными – вас можно только поздравить.

В некоторых случаях формируется устойчивое неправильное произношение отдельных звуков или отсутствие, какого – либо звука вообще. Это наиболее распространенное нарушение речи логопеды называют дислалией. Диагноз «дислалия» ставится при условии нормального слуха и отсутствия органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.

Но нередко родители от специалистов в детской поликлинике слышат: у вашего ребенка дизартрия. При дизартрии нарушается речевая моторика, ребенок не может контролировать положение органов артикуляции – губ, щек, языка, мягкого неба, голосовых связок, полости рта и носа. Такая сложная ситуация может возникнуть в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга). Внутриутробная инфекция, токсикоз, родовые травмы, слишком быстрые или тяжелые роды, а также вирусные заболевания первых лет жизни могут привести к столь неутешительному результату.

Еще один распространенный диагноз – «общее недоразвитие речи» (ОНР). В этом случае наблюдаются нарушения и произношение, и восприятие звуков и слов, и грамматика.

Если у ребенка логопедические проблемы, не начинайте учить другой язык. Необходимо научить ребёнка правильно произносить звуки родной речи, а после этого изучать иностранный язык.

Чем грозит?

К сожалению, если речь не выправится, в будущем могут возникнуть серьезные проблемы в школе. Плохо говорящие дети тяжело обучаются чтению и письму. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьёзностью. И чем раньше вы обратите внимание на эти моменты, тем проще будет помочь малышу.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • к 3-4 годам он не слышит количество слогов в слове. Ваш юный оратор может искажать слово до неузнаваемости, но оно должно состоять из правильного количества слогов. Если этого не происходит, ваш ребенок не слышит ритм слова.
  • к 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картинке, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов.
  • к 5-6 годам нарушена общая структура речи: он неправильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Как помочь?

Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление необходимо много времени и сил. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило – подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом – просто комментируйте все, что вы делаете (описывайте свои действия, чувства, эмоции). Читайте книги, вместе учите стихи – результат не заставит себя ждать.

Очень важную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук. Массаж пальчиков доставит большое удовольствие малышу. Лепите из пластилина, перебирайте и сортируйте различные по размеру, форме и цвету бусинки. Позвольте ребенку поиграть с крупами: гречка, рис, горох и фасоль могут стать прекрасными игровыми материалами, если приложить фантазию. Учите кроху самостоятельно застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Придумывайте и играйте в разнообразные словесные игры. Например, вы кидаете малышу мячик и произносите название предмета, а он должен вернуть вам мяч, сказав обобщающее слово: огурец – овощи, трамвай – транспорт.

Задавайте вопросы, развивающие логическое мышление, например: «У тебя глаза, а у дома что?», «У тебя ножки, а у машины что?».

ВОПРОС – ОТВЕТ

Получив направление в логопедическую группу, родители опасаются: не ухудшится ли ситуация, если ребенок будет общаться с детьми, у которых такие же речевые проблемы?

Опасаться не нужно. Учитывая, что в таких группах используются специальные корректирующие и обучающие программы, ситуация, в которой ребенок будет перенимать чужие речевые ошибки, маловероятна. Напротив, я знаю многих родителей, которые намеренно хотят отдать ребенка в логопедическую группу, даже если особых проблем нет. Это связано с тем, что в таких группах с детьми занимаются гораздо больше, в речевом плане, нежели в обычных.

Если у ребенка укорочена уздечка языка, обязательно ли в таком случае хирургическое вмешательство?

Прежде чем обратиться к хирургу, необходимо проделать комплекс упражнений – специальную артикуляционную гимнастику. Эти упражнения подберет логопед после осмотра ребенка. Как правило, после курса такой гимнастики уздечка растягивается в достаточной степени и хирургическое вмешательство не требуется.

Связан ли такой диагноз, как дисграфия, с логопедическими проблемами?

Дисграфия – это нарушения при письме, так называемое косноязычие в письме. Как правило, эта проблема возникает во время обучения чтению и письму в первом классе, но, бывает, без своевременной корректировки сохраняется и в дальнейшем. Причиной этого отклонения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Необходимы обязательные занятия с логопедом.