ТЕМА 6. А ваш ребенок к школе готов...?
Просмотры: 1028 | Евгения | 22.11.2024 | Комментарии 0

Это вечное «авось»

Ох уж эта неистребимая надежда. Что все само рассосется! Родители надеются, что в школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами, а навыки письма, чтения сформируются без вмешательства извне. Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказках. А на деле... Школа выбрана, счастливые родители вместе со своим ненаглядным чадом идут на собеседование. И тут слышат правдивую, но не очень приятную оценку умений и навыков будущего первоклассника. До школы – меньше года всю семью начинает лихорадить. С ребенком приходится бегать по врачам, логопедам, психологам и педагогам. Ищут «виноватых», кто – то не научил, не подсказал, вовремя не направил.

Как же выявить все слабые звенья в дошкольной подготовке и избавить себя и ребенка от нервотрепки?

Попробуем перечислить критерии, которые помогут определить готовность вашего сокровища к школе. Лучше сразу снять розовые очки, забыть о родительском самолюбии и честно ответить на ряд вопросов.

Чужой среди «своих»?

Сформировался ли ребенок как личность? Это очень важно, ведь в школьной жизни ему предстоит ставить перед собой определенные цели и делать что – то для их достижения. А для этого необходимо общаться не только с компьютером, но и с множеством людей.

Взращенный в тепличных домашних условиях, малыш чувствует себя не «уютно» в шумной компании сверстников. Он не сразу находит верный тон в общении. Лихое школьное братство вмиг вычисляет «слабака». Оказавшись в изоляции, такой ребенок будет чувствовать себя изгоем. И это притом, что в речевом и интеллектуальном плане он может превосходить сверстников (преимущество зыбкое и недолговечное). Человек, как известно, - существо общительное и развивается в коллективе. Ему необходимо общение! Без этой роскоши нет новой информации и развития.

Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни выпускники детсада. Они без труда находят общий язык с одноклассниками и учителями, уверены в себе, могут принять самостоятельное решение, отстоять свою точку зрения. Такие малыши приучены работать в коллективе, идут на компромисс, умеют уступать и считаться с чужим мнением. Домашним детям освоить эти навыки в семь лет сложнее. Они, как правило, капризны, эгоистичны. Для них целая проблема принять участие в общей интриге, приспособиться к новым условиям.

Конечно, оставлять ребенка с бабушкой или няней удобнее. Но впереди школьные и студенческие годы. Сможет ли он прожить их, не умея строить отношения с людьми? Заранее подумайте, какую форму дошкольной подготовки избрать, и главное, – в каком учебном заведении.

Ищем пробелы.

Как, определить есть ли таковые в речевом развитии малыша? Придется учесть несколько моментов:

  • умение правильно (без искажения) произносить все звуки;
  • достаточный объем активного и пассивного словаря4
  • грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, умение строить фразу);
  • способность вести диалог;
  • умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти.

Если вам не удается объективно оценить это, обратитесь к специалисту. Уж логопед все разложит по полочкам. И не удивляйтесь, если выяснится, что свистящие и шипящие ребенка далеки от совершенства, а со звуком «Р» - проблемы. Фразы и монологи на поверку оказались какими-то корявыми, с едва различным смыслом, не говоря уж о художественном достоинстве. Со вздохом вы констатируете: «Да, явно не Паустовский. И до Толстого далеко...» А день нужно было всего лишь составить описание летнего и осеннего дня. Вывод один – пора незамедлительно начинать работу над звукопроизношением и над составлением устных рассказов на любую тему.

Расширяем запасы.

Когда речь заходит о словаре, родители почему – то представляют школьный словарик под редакцией Ожегова. Для них обследование словаря – это называние слов на определенную букву. На деле определение словарного запаса ребенка – занятие трудоемкое. Начните с существительных. К любому предмету, например: чайник, стул, кресло, машина - ребенок должен назвать части детали. Чем больше, тем лучше. Подсказки исключены! Единственное, что вам позволено, - указать ребенку на ту или иную часть (деталь). Ее название должен озвучить будущий первоклассник. Вы можете услышать: «то, на чем сидят» (сиденье). «Куда грузят» (кузов), «где люди сидят» (салон). В зачет подобные ответы не идут, только если со знаком минус. Еще хуже, если малыш называет кофейник чайником, кресло – стулом, а пароход – лодкой. Придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Существуют целые картинные словари для дошкольников. Рассматривая их без спешки, ребенок легко запомнить названия различных предметов, их детали и части. Картинки в этих словарях разбиты по темам: «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т.д. Берите тему прорабатывайте ее во всех направлениях в течение одной – двух недель.

После такого тренинга ребенок не только запомнит массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу. К примеру, когда надо одним словом сказать, что такое сливы, яблоки, апельсины, ног без запинки ответить: «Фрукты!»

Помимо предметного словаря, обследовать предстоит и словарь признаков. Дошкольник 5-7 лет на вопрос: «Какой цветок?» - начинает перечислять: «Красивый, душистый, яркий, экзотический, хрупкий...» А если же ему не удалось вспомнить? Придется вновь брать картинный словарь и прорабатывать тему за темой уже на предмет признаков. Необходимо вспомнить о материалах, из которых сделаны разные предметы (кубик – пластмассовый, деревянный, бумажный, стеклянный). Ручка – деревянная, металлическая, пластиковая, варенье – клубничное, вишневое.

Образование прилагательных от существительных дает ребенку массу возможностей для словотворчества. Еще интереснее определять, чей хвост у зайца. Чья лапа у лисы и чье ухо у волка. Держитесь покрепче за стул, чтобы не свалиться от хохота! Нет, возможно, ребенок и справится с заданием, сказав: «Заячий хвост, лисья лапа, волчье ухо». Но чаще дошкольники «сотворяют» нечто: «зайчинный», «зайчачий», «зайченный», лисина», «волчачье», «волчиное». И это еще не все! При подобном раскладе придется немало потрудиться, пока в памяти ребенка не закрепятся правильные формы притяжательных прилагательных. Поиграйте с малышом в игру «Чей хвост (лапа, ухо, глаза)?» Помимо прилагательных, он вспомнит названия зверей, птиц, насекомых. А если не полениться, то и их детенышей. Это совсем не лишнее!

После этого или параллельно проверьте глагольные формы на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации или фотографии из семейного альбома. Проследите, не путает ли малыш близкие по звучанию и значению слова ( пришивает – вышивает – ушивает – перешивает – зашивает – нашивает – сшивает). Лепил – слепил – прилепил – облепил и т.д. Обратите внимание на различие временных форм (настоящее, прошедшее, будущее): учился – учится – будет учиться. Придется вспомнить и слова – предметы, а точнее, связанные слова – действия. Например: карандашом рисуют, штрихуют, чертят, раскрашивают. Кошка мяукает, лакает, сидит, лежит, царапается. Малыш шалит, бежит, плачет, рыдает и т.д. Глагольный словарь хорошо проверять и отрабатывать на теме «Профессии». Повар (что делает?) варит, режет, шинкует, чистит, готовит. Продавец взвешивает, торгует, фасует, продает и т.д. Если в семье два дошкольника, все эти словесные проверки и игры проводятся как соревнование. Не забудьте о поощрении!

Искусство диалога

Умение вести диалог – весьма полезный навык. Проверьте способность ребенка поддерживать разговор с другими родственниками или со сверстниками. Это дается с трудом? Что ж, риторике учили еще в Древней Греции. Обсуждайте с малышом буквально все – увиденный фильм, прочитанную книгу, житейские дела. Пусть учится правильно строить фразу, задавать вопрос, а также слушать и понимать собеседника.

От диалога переходите к монологу. А точнее - к составлению рассказа. Для начала положите перед ребенком сюжетную картинку или фото и послушайте, что он расскажет. Если просто перечислит отдельные предметы, не спешите праздновать победу. До нее еще далеко. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз, иметь сюжет. Смысл «изображенного» должен быть раскрыт так, чтобы, не видя картинку, представлялось ее содержание. К этому идеалу и надо стремиться. От одной сюжетной картинке переходите к серии. Для этого вполне подойдут комиксы.

Надеемся, критерии оценки готовности ребенка к школе вам понятны? Ничего сложного, правда?