ТЕМА 5. Время говорить (развитие речи ребенка от 0 до 3 лет).
Просмотры: 303 | Евгения | 07.07.2020 | Комментарии 0

Первый год жизни – очень важный подготовительный этап для развития речи: в это период формируются голосовые реакции и речевой слух. Ближе к году ребенок начинает соединять слоги. Так возникают первые слова: «мама», «папа», «дай», «ням – ням». Постепенно он запоминает несколько простых выражений. В течение второго года его словарный запас увеличивается во много раз. Конечно, далеко не все шедевры можно найти в словаре русского языка. Сейчас малыш обладает удивительной способностью создавать неологизмы. Не ленитесь записывать их в блокнот. Ведь потом вы будете с радостью перечитывать эти оригинальные образцы его устного творчества.

Процесс развития речи (как и всего остального) у одного ребенка происходит быстрее, у другого – медленнее. Некоторые дети в два года уже рассказывают целые истории, а их сверстники все еще используют язык жестов. Если ваш ребенок пока не «разговорился» или вы заметили дефекты в его речи, помогите ему.

Не стоит беспокоиться из-за того, что ваш умненький, хорошо развитый двухлетний малыш слишком молчалив. И конечно, нельзя считать это отклонением от нормы. Главное, чтобы у него было все в порядке со слухом. Молчун может долго копить знания, а потом в один прекрасный день обрушить на вас словесный поток. Иногда это происходит только к 3-4 годам. Одна из причин «обета молчания» ребенка заключается в том, что за него часто говорят взрослые. Она не дают ему возможности самостоятельно выражать свои мысли и желания.

Так что чаще побуждайте своего малыша высказываться. Разговаривая с ним, слова и фразы произносите отчетливо и выразительно. На прогулке, за обедом, во время чтения постоянно задавайте ему вопросы и терпеливо ждите, пока он на них ответит. Пусть попытается сам рассказать, почему он любит играть с гоночной машиной или куда идет Красная Шапочка. Активизировать речь малыша помогут ваши поручения. После того, как он выполнить просьбу, спрашивайте: «Что у тебя в руках?», «Где ты это нашел?» Во время игр комментируйте свои действия и побуждайте кроху делать то же самое. Пусть он ответит вам, куда хочет поставить кубик или кто едет у него в грузовике? Иногда стоит схитрить. Разыгрывайте непонимание: «Что тебе дать?» Слона? Какого слона? Ах, куклу! А где она лежит?» Прием вопросов – наиболее эффективный метод. Благодаря этому активизируется мыслительная деятельность.

Малышу полезно как можно больше общаться со сверстниками. Площадки, детские учебно – развлекательные центры, игровые комнаты, детский сад – места, где он закрепляет навыки общения. Ведь другие дети не будут говорить за него, и подыгрывать ему. Ребенку придется выражать свои мысли и желания на понятном всем языке. Иначе он не дождется ответной реакции.

Другой причиной неразговорчивости малыша может быть слишком маленький словарный запас. К концу второго года он обычно включает 300 слов. Понаблюдайте за ребенком, Как он объясняется с родными, с детьми во дворе? Может ли рассказать, где был сегодня с папой, кто бежит ему навстречу, куда уходит бабушка? Если его речь далека от идеала, то стоит показать ребенка логопеду. Вместе со специалистом вы решите проблему маленького молчуна.

НЕ СЮСЮКАЙТЕ, НЕ ПОДРАЖАЙТЕ ДЕТСКИМ СЛОВАМ И НЕ СМЕЙТЕСЬ НАД НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ!!!

Ваш ребенок уже говорит, но понять его способны только вы? Для начала выясните, нет ли причин, которые мешают его правильно изъясняться (неврологическая патология, постоянно заложенный нос, неправильный прикус). Если со здоровьем у крохи все в порядке, то он просто не умеет или не может выполнять движения, которые обеспечивали бы правильную артикуляцию.

Шепелявость. Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков (сигматизм) – довольно частое явление. Скороговорка о Маше, которая шла по шоссе, многим детям дается с трудом. Пусть ваша мама успокаивает вас, что вы в три года разговаривали так же, а в четыре уже все прошло. Но лучше не ждать целый год. Пусть логопед обследует ребенка и даст нужные рекомендации.

Замена звуков. Дети часто используют этот прием. Может быть, ваш малыш часто заменяет некоторые звуки вместо «котик» говорит «тотик» или Таню называет Татой? Обязательно посетите логопеда. Специалист порекомендует упражнения для развития и укрепления артикуляционного аппарата.

Функциональное заикание. Заучивание больших стихотворений или неправильная речь окружающих может привести к функциональному заиканию, которое не связано с поражением речевых механизмов нервной системы. Дефект возникает, как правило, у детей с ослабленной нервной системой. Логопед порекомендует обследование у невропатолога.

Картавость. Малыш говорит «л» вместо «р»? Не спешите загружать его стихами и скороговорками. Трудности с освоением буквы «р» могут быть вызваны с детским косноязычием, которое имеет право на существование вплоть до пятилетнего возраста. Покажите крохе, где находится язык при произношении этого звука. Выполняйте специальные упражнения.

Смягчение согласных. Малыш может смягчить трудные согласные (говорить «лямпа» вместо «лампа»). У вас возникает желание его поправить? Не торопитесь!

Постоянные одергивания вызовут у крохи только не желание говорить. Больше общайтесь с ним. И следите за собой: ваша речь должна быть безукоризненной. Обращаясь к ребенку, стройте фразы так, чтобы в них присутствовали предлоги и наречия. Чаще читайте ему книги.

Только не забывайте о трех важных «не»: не сюсюкайте, не подражайте детским «авторским» словам и никогда не смейтесь над неправильным произношением.

ВЕСЕЛАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ «ШАЛТАЯ – БОЛТАЯ»

Вот несколько упражнений, которые помогут малышу натренировать голос, губы, язык и лицевые мышцы:

  • Задувание.

Мыльные пузыри, перышки, свечки – ваши помощники. Ребенку будет очень полезно дуть на них, вытягивая при этом губы в трубочку.

  • Тихо – громко.

Попросите малыша громко крикнуть «ура!», а затем это слово произнести очень тихо. Так он тренирует голос.

  • «Сладкие губы».

Намажьте ребенку губы вареньем или медом. А потом пусть он слизывает лакомство, не забывая и об уголках рта.