ТЕМА 4. В России растёт поколение не говорящих детей.
Просмотры: 102 | Евгения | 21.10.2019 | Комментарии 0

Каковы причины?

Дети, родители которых сегодня обращаются за коррекцией, очень сильно отличаются от детей, рождённых 10 -15 лет назад. Это совершенно другое поколение. Раньше у большинства малышей было нарушено звукопроизношение. Задача логопеда сводилось к тому, чтобы поставить правильные звуки, автоматизировать их и дифференцировать от других, схожих по звучанию или артикуляционному укладу. Чаще всего требовалось корректировать шипящие звуки, сонорные звуки, в основном «Р», «Р’», «Л», «Л’», реже свистящие звуки. Они отрабатывались поэтапно на разнообразном речевом материале и постепенно входили в речь ребёнка.

На данный момент дети, нуждающееся только в коррекции звукопроизношения, встречаются всё реже и реже. Сейчас за помощью обращаются родители младших дошкольников, которые в 3 – 3,5 и даже в 4 года практически не разговаривают. У них ограниченный активный словарь, пассивный словарь тоже не соответствует возрасту. Звукопроизношение страдает, причём постановки требуют даже гласные звуки, например «Ы» и согласные раннего онтогенеза: «К», «Х», «Ф», «В», «Б» и. т. д. Обычно у таких детей нарушена слоговая структура слова. Они произносят слова усечёно, используя либо первый, либо последний слог. Если слово произносится полно, то при этом в нём могут встречаться замены слогов либо перестановка их местами. Грамматический строй речи также не развит в соответствии с возрастом, т.е. малыши путают местоимения мужского и женского рода, окончания глаголов, прилагательных.

В норме ребёнок к 5 – 5,5 годам, произносит все звуки и слова правильно, имеет пассивный словарный запас в несколько тысяч слов, его речь понятна и связная. К сожалению, современные дети говорят хуже, чем их родители в данном возрасте. То, что старшее поколение осваивало к 5 годам, малыши XXI века осваивают годам к 6, а порой и позже.

Какой выход?

Чтобы пересмотреть нормы речевого развития, необходимо провести масштабную исследовательскую работу. На данный момент мы не имеем актуальных данных, но, оценивая объективно подрастающее поколение, я вижу выход в более гибкой оценке результатов логопедической диагностики.

Одним из способов приспособиться к меняющейся ситуации является: инклюзивное образование в России. Оно способствует интеграции ребят с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в школьный коллектив, позволяет осваивать общеобразовательные программы, иметь больше шансов для социализации и психологической адаптации.

Каковы причины и последствия сложившейся ситуации?

На государственном уровне причина таких изменений сформулирована как «Генетическая усталость нации». На мой взгляд, причин много: это и экология, качество воздуха, воды, пищи, генетические заболевания, и особенности течения беременности, родов, и ритм жизни с наличием стрессов, и огрехи воспитания, отсутствие полноценного общения родителей с ребёнком, психологическая обстановка в семье, вредные привычки родителей и. т. д.

Как быть? Что делать обществу и, в частности родителям для спасения подрастающего поколения?

Что я бы точно посоветовала, так это осознанно подойти к беременности. Это один из первых кирпичиков, закладывающих здоровья и благополучие ребёнка. Минимум стрессов во время беременности, бережное отношение к психике будущей матери, комфортный режим и полноценное питание. Ничего нового, однако, современные женщины это часто пренебрегают.

Если говорить о родах, то наилучший способ – это конечно, тот, который задумала сама природа. Если есть такая возможность и врачи не настаивают на кесаревом сечении, использовании анестезии, то естественные роды должны быть в приоритете.

В процессе роста малыша родители должны создать ему все условия для гармоничного развития. Если у вас нет опытных бабушек или личного опыта, почитайте об этапах развития в литературе, ведите дневник. Записывайте в него, в каком возрасте впервые перевернулся ваш ребёнок, сел, начал ползать. В первый год жизни самый главный ориентир – это физическое развитие малыша, внимание в этой сферы позволит вам заметить, если что – то идёт не так, и вовремя обратиться к специалисту. Ежедневные занятия нивелируют большинство выявленных на этом этапе проблем развития. Например, дайте больше простора ползунку, чтобы он не начал ходить слишком рано. Ползание – это сложный двигательный навык, позволяющий укрепить межполушарные связи, заложить возможности для выполнения в будущем таких задач, как чтение и письмо. Главное, не препятствовать гармоничному развитию, а помочь поддержать маленького исследователя.

Когда ребёнок подрастёт, не спешите показывать ему гаджеты. Дети прекрасно их осваивают, чем очень впечатляют родителей. Практика показывает, что использование гаджитов (смартфонов, планшетов и. т. п. ) снижает врождённый познавательный интерес, мотивацию к вербальному общению, а так же сильно перегружают психику малышей. Лучше живого общения для развития речи ребёнка нет ничего. Родители для ребёнка - это носители языка, именно они обучают своё чадо, передают ему жизненный опыт, как бытовой, так и социальный. Невозможно переоценить роль родителей.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своему ребёнку. Именно внимание позволит вам не упустить своего малыша, а вырастить его здоровым и счастливым!