ТЕМА 3 "Речевые игры с дошкольниками"
Просмотры: 1049 | Евгения | 26.04.2024 | Комментарии 0

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 3

                                           РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Развитие речи является важной составной частью социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их  в своей речи.
Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.
Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь.  Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.  Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом.  Овладевать навыками речевого этикета.  Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
 
                      РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Учить
подбирать определения
и эпитеты
-собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ...
Узнавать предмет
по описанию.

-длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками,
-его можно солить, делать из него салат (огурец)
-это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза)

Подбирать действия
к предмету.

-щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит
-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.
Подбирать объект
по действию.

-что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)
-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)
-кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок)
Подбирать  антонимы:
 

- высоко - низко
- теплый - холодный
- гладкий - шершавый

Синонимы:
 
-большой, огромный, громадный.
Различать глаголы


 

-движения (идти, бежать, ехать, ползти ...)
-состояния (спать, есть, говорить ...)
-действия (рисовать, лепить, трогать ...)
-приставочные и без приставочные (шел в ... , пошел в ... ,  рисовал – нарисовал)

Добавлять
пропущенные слова:
- пришел почтальон, он принес ...

Подбирать
обстоятельства

трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро)
 

Составлять предложения
с
определенным словом.
Отгадывать:  «Кто ты?» В различных житейских ситуациях:  дочка,
 внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса …)

Создание новых слов





 

светлый, зеленый - светло-зеленый,
-тепло, любит – теплолюбивый,
-длинные, уши – длинноухий,
-воду, проводит – водопровод.
овощи режет - овощерезка
 дырки прокалывает - дырокол.

 
Придумывать
родственные слова
-лес - лесок, лесник, лесной,
-вода - водяной, водопровод, водный, водолаз
Заканчивать предложения
 

Миша пошел гулять (когда?) ...
-Мише стало грустно (отчего?) ...
-Миша обрадовался (чему) ...

 
Многозначные слова

 

у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,
 чем отличаются)
-коса.
-ручка
Слова с заданием


 

начинаются на ба –
 (баранка, батон, бабушка ).
-заканчиваются на ок -
(котенок, щенок, совок).

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИ ДЕТЯМ !