КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 3
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Развитие речи является важной составной частью социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их в своей речи.
Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.
Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь. Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом. Овладевать навыками речевого этикета. Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Учить подбирать определения и эпитеты |
-собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ... |
Узнавать предмет по описанию. |
-длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками, -его можно солить, делать из него салат (огурец) -это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза) |
Подбирать действия к предмету. |
-щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит -ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит. |
Подбирать объект по действию. |
-что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей) -что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек) -кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок) |
Подбирать антонимы: |
- высоко - низко - теплый - холодный - гладкий - шершавый |
Синонимы: |
-большой, огромный, громадный. |
Различать глаголы |
-движения (идти, бежать, ехать, ползти ...) -состояния (спать, есть, говорить ...) -действия (рисовать, лепить, трогать ...) -приставочные и без приставочные (шел в ... , пошел в ... , рисовал – нарисовал) |
Добавлять пропущенные слова: |
- пришел почтальон, он принес ... |
Подбирать обстоятельства |
трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро) |
Составлять предложения с определенным словом. |
Отгадывать: «Кто ты?» В различных житейских ситуациях: дочка, внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса …) |
Создание новых слов |
светлый, зеленый - светло-зеленый, -тепло, любит – теплолюбивый, -длинные, уши – длинноухий, -воду, проводит – водопровод. овощи режет - овощерезка дырки прокалывает - дырокол. |
Придумывать родственные слова |
-лес - лесок, лесник, лесной, -вода - водяной, водопровод, водный, водолаз |
Заканчивать предложения |
Миша пошел гулять (когда?) ... -Мише стало грустно (отчего?) ... -Миша обрадовался (чему) ... |
Многозначные слова |
у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи, чем отличаются) -коса. -ручка |
Слова с заданием |
начинаются на ба – (баранка, батон, бабушка ). -заканчиваются на ок - (котенок, щенок, совок). |
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИ ДЕТЯМ !